Невролог «СМ-Доктор» рассказала о задержке речевого развития у детей

Вернуться к новостям
Дата публикации: 03.11.2020
Поделиться в социальных сетях:
Одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу является задержка речевого развития ребенка. Как формируется речь ребенка? В каком возрасте нужно начинать общаться с малышом? Какие бывают причины задержки речевого развития? К какому врачу следует обратиться? Какие проводятся обследования? Как проходит лечение? На эти вопросы ответила Врач-невролог, врач-эпилептолог, врач функциональной диагностики клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.

Как формируется речь ребенка?

Процесс формирования речи ребенка начинается в первые месяцы после рождения, поэтому необходимо начинать общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте. Рассмотрим основные этапы развития детской речи.

В 1,5-2 месяца у младенца появляется гуление, то есть ребенок начинает произносить отдельные звуки. Их спектр довольно многообразен. Есть даже звуки, которые не используются в родном языке родителей. Со временем они исчезают и остаются, только те, которые ребенок слышит из речи взрослых, находящихся рядом с ним. Вот поэтому так важно общаться и говорить с ребенком уже в этом возрасте.

С 6-7 месяцев, как правило, появляется лепет, формируются первые слоги.

В возрасте 1 года здоровый ребенок обычно может произносить от 2 до 10 слов.

В 2 года, при нормальном развитии ребенка, он начинает говорить простые фразы, состоящие из двух слов, а словарный запас может достигать 200 слов.

В 3 года в речи ребенка появляются фразы из 3-4 слов, а его словарный запас составляет 300-800 слов.

С 4 лет ребенок уже может употреблять развернутые предложения, включающие все части речи.

Причины задержки речевого развития у ребенка

Как правило, родители обращают внимание на то, что ребенок отстает от сверстников в речевом развитии, ближе к 3 годам. Это довольно распространенная проблема, которая является одной из наиболее частых причин обращений к детскому неврологу. И, чем раньше специалист обследует ребенка и выявит причину, тем будет лучше, поскольку задержка речевого развития может свидетельствовать о серьезных патологиях, требующих незамедлительного лечения.

  • воздействие неблагоприятных факторов в перинатальном периоде (гипоксия, инфекция, метаболические нарушения), в результате которого пострадали нейроны головного мозга;
  • наследственные факторы;
  • расстройства аутистического спектра (частота встречаемости этой патологии значительно выросла в последнее десятилетие); различные генетические синдромы;
  • врожденные аномалии строения головного мозга;
  • выраженный гидроцефальный синдром;
  • педагогическая запущенность;
  • нарушения слуха (нейросенсорная тугоухость).

в некоторых случаях причиной задержки речевого, а зачастую и психического развития, могут быть эпилептиформные разряды в коре головного мозга, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. При этом эпилептические приступы могут отсутствовать или проявиться гораздо позже.

К какому врачу обратиться?

Согласно федеральным рекомендациям, ребенок с отставанием в речевом развитии должен быть осмотрен детским неврологом и логопедом, по показаниям — нейропсихологом (а иногда и психиатром), сурдологом, в некоторых случаях может понадобиться консультация генетика, оценка состояния глазного дна у окулиста.

Какие обследования проводятся?

Для начала врач устанавливает степень выраженности задержки речевого развития и оценивает уровень моторного и психического развития ребенка. В обязательном порядке проводится электроэнцефалография с записью, в том числе, и в период сна. В некоторых случаях потребуется проведение МРТ головного мозга для выявления возможных структурных аномалий.

Лечение

Тактика лечения подбирается на основании комплексного обследования. Кому-то будет достаточно занятий с логопедом. В других случаях может потребоваться медикаментозное лечение, которое индивидуально подбирается неврологом, занятия с нейропсихологом, дефектологом, а также физиотерапевтическое лечение. В большинстве случаев такой комплексный подход дает положительные результаты.

«И в заключение, несколько слов о педагогической запущенности. Казалось бы, что в современной жизни нет недостатка в образовании, что педагогическая запущенность это удел только социально неблагополучных семей. На самом деле в настоящее время отмечается дефицит общения между родителями и детьми, люди проводят много времени за просмотром телепередач, в гаджетах и социальных сетях, родители много работают на дому, физически находясь рядом со своими детьми. Как упоминалось выше, для нормального психо-речевого развития ребенок уже с первого месяца нуждается в «живом» и эмоционально доброжелательном общении. Ему необходимо слышать речь и видеть при этом лицо и артикуляцию взрослого, чувствовать поощрение и радость его первым успехам в гулении и лепете.

Для полноценно развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Немаловажно внимательно относиться к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.

Здоровья и гармоничного развития вашим детям!», — обратилась к читателям врач «СМ-Доктор» в Марьиной Роще Евгения Ивановна Новячкова.

Опубликовано на портале detstrana.ru