Дислексия

Дислексия

Дислексия в логопедии - это избирательное распространенное нарушение способности к чтению, возникшее на фоне неполноценности высших психических функций. Она может проявляться как отдельная болезнь, но в большинстве случаев сопровождается дисграфией, расстройством навыков письма. Развитию патологии подвержены преимущественно дети. По разным источникам, 5-17% школьников России страдают от проявлений дислексии и связанных с ними проблем.

Заболевание отличается многообразием форм. Ключевую роль в устранении играют ранняя диагностика и правильное назначенное лечение. Если не провести коррекцию нарушения речевых функций в детстве, оно сохранится и во взрослом возрасте, доставляя человеку серьезные проблемы.

Заболевания

Развитие дислексии в большинстве случаев свидетельствовует о поражении центральной нервной системы, точнее, отдела головного мозга, ответственного за чтение. У детей патология чаще носит врожденный характер, тогда как взрослые сталкиваются с приобретенными формами. Их могут спровоцировать различные заболевания.

Диагностика

При обследовании пациента с дислексией врач начинает со сбора жалоб и анамнеза. Для постановки предварительного диагноза ему потребуется информация о наличии генетической предрасположенности, перенесенных заболеваниях, имеющихся хронических патологиях.

На основании полученных сведений специалист ставит предварительный диагноз и направляет пациента для более углубленного обследования к специалистам узкого профиля. По показаниям назначают специальные тесты и инструментальные обследования, имеющие высокую информативность.

  • Оценка устной речи. Изучаются возможности связного произношения, предложений, правильность звукопроизношения, фонетико-фонематическое развитие, объем словарного запаса. Анализ чтения вслух позволяет оценить темп, произношение, а также понимание смысла прочитанного.
  • Изучение навыков письма. Исследуют способности к самостоятельному написанию отдельных слов и предложений, воспроизведению текста на слух и переписыванию.
  • Нейропсихологическая диагностика. Наиболее важная составляющая обследования. Она включает уточнение степени развития оптико-пространственной ориентации, способности визуально распознавать предметы, анализировать слова, запоминать информацию.
  • Электроэнцефалография. Назначают для выявления нейронных изменений в коре мозга.
  • УЗДГ артерий шеи, головного мозга необходимо для выявления очагов нарушения кровоснабжения, которые могут стать причиной развития дислексии.
  • КТ, МРТ головного мозга для обнаружения патологических очагов: участков некроза, кровоизлияний, опухолей, кист.

Анализы дают возможность выявить нарушения свертываемости крови, воспалительные процессы, инфекции. При затруднении в постановке окончательного диагноза на основании проведенного обследования и подозрении, что появление симптома произошло на фоне серьезного заболевания, пациента направляют к другим специалистам узкого профиля.

К какому врачу обращаться

Первичную диагностику, сужающую круг возможных заболеваний, сопровождающихся нарушением навыков чтения и письма, проводит педиатр или терапевт. После выявления предположительной причины пациента направляют к нужному специалисту узкого профиля.

Записаться на приём

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.
Узнать подробности о заболевании, цены на лечение и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефону:

Виды дислексии

По основным проявлениям дислексию подразделяют на 2 формы:

  • латеральную (сложности с усвоением и запоминанием букв):
  • вербальную (трудности при прочтении слов).

В зависимости от того, в каком механизме произошли сбои, выделяют несколько форм нарушения навыков чтения.

  • Фонематическая. Недостаточность развития способности различать и понимать звуки, анализировать и синтезировать структуру слова.
  • Мнестическая. Затруднения в сопоставлении звуков и букв, утрата возможности запоминании и воспроизведении слов и предложений.
  • Аграмматическая. Недоразвитие грамматического строя речи (умения правильно ставить слова в предложениях и словосочетаниях), функциональных и морфологических обобщений.
  • Семантическая. Дефицит словарного запаса, несовершенство слогового синтеза (понимания прочтенных слов), отсутствие понимания синтаксических связей (способов соединения слов в предложении).
  • Тактильная. Плохо развитое тактильное восприятие у слепых.
  • Оптическая. Неполноценность зрительно-пространственных представлений, способности адекватно воспринимать окружающее пространство.

Также выделяют травматическое дислексическое расстройство, чаще всего появляющееся у взрослых людей и подростков. Оно не связано с развитием психических функций. Возникновение этой формы вызывают травмы и заболевания головного мозга.

Также дислексию подразделяют на первичную, переданную по наследству, и вторичную, развивающуюся на фоне протекающего в организме патологического процесса.

Причины

Расстройство чтения является результатом нарушений в функционировании ЦНС (центральной нервной системы), рассогласованности взаимодействия между полушариями мозга. При наличии дислексического расстройства отмечается пониженная активность левой половины.

К наиболее вероятным причинам, провоцирующим появление дисфункции, относятся патологии беременности, родов и раннего послеродового периода:

  • внештатные ситуации во время родов, повлекшие за собой травму головы или шеи ребенка;
  • перенесенные будущей мамой инфекции, влияющие на головной мозг плода;
  • токсическое воздействие на развивающийся эмбрион, спровоцированное злоупотреблением алкоголем, приемом наркотиков или самостоятельным употреблением сильнодействующих лекарственных препаратов;
  • кислородное голодание мозга плода во время внутриутробного развития или родовой деятельности.

Также причиной расстройства у ребенка или взрослого речи могут стать:

  • инфекционно-воспалительные заболевания мозга или его оболочек;
  • длительно протекающие заболевания, ведущие к истощению организма;
  • черепно-мозговые травмы, повреждения шеи.

Среди социальных факторов, провоцирующих развитие патологии у детей, выделяют:

  • педагогическую запущенность;
  • недостаточное речевое общение;
  • синдром «госпитализма», развивающийся у малышей, разлученных с матерью;
  • эмоциональное неблагополучие ребенка, неблагоприятный психологический климат в семье;
  • запоздавшее или слишком раннее обучение чтению и письму.

Чаще всего первые признаки дислексии проявляются в дошкольном возрасте. Повышенный риск активного развития этого расстройства отмечается у:

  • левшей или переученных правшей;
  • детей раннего возраста, имеющих в анамнезе хронические или продолжительные заболевания;
  • малышей, которых слишком рано, до наступления психологической готовности к обучению, начали учить читать.

Развитие дислексии может произойти и у ребенка, в семье которого принят билингвизм, общение на нескольких языках.

Распространенные связанные патологии

Инсульт

Патология характеризуется нарушением мозгового кровообращения и поражением ЦНС, что приводит к осложнениям со стороны функций мозга. Одним из частых признаков инсульта считается дислексия. У человека нарушается речь, появляются сложности в понимании и произношении слов. Дополнительными симптомами служат сильные головные боли, тошнота и рвота, нарушение координации движений, паралич отдельных лицевых мышц, одной или нескольких конечностей, половины туловища.

Энцефалопатия

Патология, возникающая вследствие невоспалительного поражения головного мозга, провоцирует дистрофию нервных тканей и нарушение церебральных (умственных) функций и развитие дислексии. Если своевременно не выявить заболевание, оно будет неуклонно прогрессировать, что приведет к постепенной потере человеком возможности самостоятельно себя обслуживать. Только правильно подобранный курс лечения поможет вернуть радость жизни, повысить ее качество и избежать необходимости постороннего ухода.

Менингит

Патология характеризуется воспалением мозговых оболочек. Болезнь развивается очень стремительно и требует экстренного лечения.

Для менингита помимо дислексии характерно появление ряда тяжелых симптомов:

  • повышенная до критических отметок температура;
  • острые головные боли;
  • рвота, не связанная с приемом пищи;
  • спазм шейных мышц, из-за которого пациент не может прижать подбородок к груди;
  • светобоязнь и пр.

При несвоевременном обращении за медицинской помощью или неправильном лечении менингит может спровоцировать серьезные последствия.

Мнение эксперта

Существует множество причин, способных вызвать нарушение речевых функций. Основная задача родителей – своевременно заметить, что ребенок плохо произносит и запоминает буквы и слоги, не может правильно читать. В этом случае ругать его за нежелание учиться и лень недопустимо. Необходимо как можно быстрее обратиться к специалисту. Чем раньше врач выявит причину, спровоцировавшую расстройство речевой функции, и начнет коррекцию, тем больше шансов на полное избавление от патологии. Раннее проведение терапевтических мероприятий показывает очень хорошие результаты. Дети-дислексики приобретают навыки, позволяющие учиться в колледжах и вузах. При отсутствии лечения расстройство может остаться с человеком на всю жизнь.

Комарова Ирина Ивановна
Логопед-дефектолог

Лечение дислексии

В основе лечения дислексии у взрослых лежит коррекция нарушений, которые спровоцировали это состояние. Практически всем пациентам назначают ноотропные препараты, средства для улучшения питания головного мозга. Курс лечения позволяет улучшить письмо, кратковременную память, скорость чтения.

Дополнительно является психологическая и педагогическая коррекция, дополненная специальными физическими упражнениями, направленными на:

  • устранение несогласованности полушарий мозга;
  • восстановление мелкой моторики.

Коррекционный курс подбирается индивидуально. Предварительно врач объясняет простыми словами, что такое дислексия, и что делать, чтобы восстановить утраченные функции. Важно тщательно следовать рекомендациям врача: от правильно проведенной терапии зависит возвращение навыков.

Осложнения

Последствия дислексии у детей – ухудшение процесса обучения, низкая успеваемость, насмешки сверстников и социальное отчуждение, возникающее на их фоне. У взрослых людей нарушение речевой функции часто приводит к развитию психических расстройств:

  • депрессии;
  • биполярного расстройства;
  • суицидальных настроений;
  • панических атак.

Вопросы и ответы

Что это за болезнь дислексия, и какие симптомы появляются у детей с такой патологией?

Название употребляется по отношению к патологии, спровоцировавшей нарушение высших психических функций, в результате чего утрачиваются навыки к чтению и письму. У детей к основным признакам расстройства относятся повторяемость и типичность ошибок: потеря способности осмысливать прочитанное, искажение слогов, замена звуков.

Как лечить дислексию?

Расстройство лечится с помощью психологической и педагогической коррекции. В некоторых случаях ее дополняют приемом ноотропных и других препаратов.

Дислексик - кто это такой?

Этим термином называют человека, имеющего трудности с чтением и письмом. У дислексиков иное восприятие информации. Они меняют буквы в тексте местами, не замечая при этом разницы, или видят их наложенными друг на друга. Речь обычно грамматически неправильно оформлена и несвязна, а словарный запас очень скудный.

Источники

Witruk Evelin Диагностика и лечение дислексии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. №2.

Мошкова Ольга Михайловна Критерий раннего выявления дислексии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №3.

Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения // Русский журнал детской неврологии. 2008. №1.

Киселева Наталья Юрьевна ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ: ИЗУЧЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-3.

Зыков В. П., Милованова О. А., Сафронов Д. Л., Степанищев И. Л. Особенности высших корковых функций у пациентов, страдающих эпилепсией // Здоровье и образование в XXI веке. 2008. №3.